Лучший сервер — это два сервера
Бюджеты, выделяемые крупными компаниями на свою компьютерную
инфраструктуру, позволяют им ориентироваться на ведущих мировых производителей
отказоустойчивой техники, а также выбирать решения на тендерах, содержать
значительный штат системных администраторов и регулярно проводить их обучение. В
свою очередь, жестко контролировать расходы, просчитывать новые варианты и
строить прогнозы по затратам фирмы могут поручить самым дорогим специалистам,
которые сделают десятки эффектных презентаций и убедительных отчетов на тему «На
что потрачены такие большие деньги?» А потом еще и напишут учебники, которые
охотно купят представители малого и среднего бизнеса, чтобы убедиться, что им
эти «навороты» явно не по карману. Словом, для малого бизнеса это такое же
бесполезное занятие как пролистывание глянцевого каталога люксовых лимузинов в
поисках совета по приобретению экономичной микролитражки.
Результат таких поисков закономерен — сервер все равно покупается
наугад, а проблемы решаются в порядке их поступления — то есть обычно в
«пожарном». Понятно, что это не от хорошей жизни. В идеале-то известно, что
должна быть кондиционируемая серверная комната, современный сервер и сетевое
оборудование, подсистема резервного копирования и хранения данных,
квалифицированный системный администратор. Вот только умножение всего этого
хозяйства на стоимость аренды за квадратный метр в год, ежемесячную зарплату
специалиста и стоимость оборудования дает неподъемную цифру расходов (для малого
бизнеса так уж точно). Построить надежную систему за 40 тысяч долларов — дело
нехитрое, а попробуйте сделать что-то стоящее за 1–5 тысяч. А проблем не хочется
ни за какие деньги. Ведь сбой в работе сервера — это шквал звонков от
недовольных клиентов, повод для многочасового простоя в работе фирмы, экстренные
расходы на восстановление рабочего процесса. И все это по закону Паркинсона — в
самый неподходящий момент.
Логика подсказывает, что должны существовать бюджетные серверные
системы, которые не отличаются особой «породистостью», но вполне надежны. Уже
лет двадцать говорят об использовании кластерных систем — когда несколько
серверов, по-сути, дублируют друг друга и работают как один «организм», а при
выходе их строя одного компьютера его нагрузку моментально принимает на себя
другой. Двадцать лет — огромный срок для компьютерных технологий. И как-то
незаметно кластеры из стен лабораторий и престижных шоу-румов пришли в малый и
средний бизнес, превратившись из исключительно дорогого решения для компаний,
денег не считающих, в оборудование бюджетного сегмента.
Идеологию системы можно сформулировать так: использование операционной
системы Linux, обеспечивающей работу кластера из двух физических серверов.
При этом надежность системы достигает уровня трех девяток — 99,9000 %. По
международной классификации это означает, что время теоретического простоя
системы не превышает 8,8 часа в год1 — для малого и среднего бизнеса — более
чем достаточно.
Выбор ОС Linux для построения надежной и недорогой системы хранения
данных имеет ряд преимуществ. Стоимость решения на Linux будет гораздо ниже, чем
если бы была использована ОС Windows от Microsoft. Это связано с тем, что Linux
и ПО под него, как правило, распространяются свободно и платить надо только за
поддержку.
Сегодня все больше крупных компаний выбирают ОС Linux
своим корпоративным стандартом. Законодатели стандартов на IT-рынке, компании
IBM, Novell, HP, в своем
продвижении на российский рынок сделали основную ставку на Linux. Надежность
используемого дистрибутива Suse Linux подтверждена сертификатом Common
Criteria2.
Исчез стереотип о том, что действительно надежный сервер может быть
построен только на специализированных аппаратных компонентах и ПО. Так, компании
Amazon.com потребовалось всего три месяца, чтобы заменить 90 % своих серверов,
отказаться от использования специализированных серверных Unix-систем и
установить Linux. В результате ежеквартальные расходы на содержание
IT-инфраструктуры снизились на 17 миллионов долларов. Самый успешный IT-проект
последнего времени — Google.com, использует ту же идеологию, что и компания
Нэтберг — стандартное оборудование, ОС Linux и кластерные технологии. По словам
вице-президента Урса Хольцля (Urs Hoelzle), компьютерная инфраструктура Google
построена на тысячах «обычных» серверов. Бесперебойное функционирование сервисов
обеспечивает специальное программное обеспечение. Общая стоимость оборудования
составляет несколько миллионов долларов. Это оказалось выгоднее, чем
приобретение меньшего количество дорогих многопроцессорных машин, которые, в
общей сложности, обошлись бы в десятки миллионов.
Специализированное кластерное ПО следит за правильным
функционированием всех компонентов системы и в случае отказа основного сервера
своевременно переключает работу кластера на резервный сервер. Кроме того, такое
ПО позволяет создать систему защиты от сбоев в работе интернет-канала. Это
достигается путем использования резервного интернет-подключения. В случае сбоя в
работе основного интернет-канала кластерный интернет-шлюз переключится на
резервный. Если же в результате отказа оборудования выйдет из строя любой из
двух серверов кластерного шлюза, то это тоже никак не отразится на доступе
пользователей в Интернет.
Вообще слово Linux не должно пугать людей, давно работающих с Windows.
Серверу все равно, на чем вы работаете, никакого конфликта не возникает. Его
можно быстро и без проблем интегрировать в любую существующую Windows-сеть. Он
может быть как просто файловым сервером (хранилищем данных), так и основным
сервером сети, который будет, помимо всего прочего, обслуживать и различные
сервисы (контроллер домена, надежный интернет-шлюз, сервер печати и др.).
Другими словами, для пользователей кластер ничем не отличается от сервера под
управлением MS Windows. Нет необходимости в доработке пользовательских
приложений. Для всех компьютеров локальной сети оба кластерных сервера кластера
видятся как один компьютер, с одним IP-адресом и сетевым именем.
Кроме того, отсутствует необходимость размещения серверов в стойке. То
есть в случае, если планировка офиса не позволяет разместить серверную стойку
или подвести к ней все требуемые коммуникации, вы можете просто поставить
кластерные серверы вместо существующих.
В том случае, если нормальная работа сервиса будет прервана
отказом диска, сетевого интерфейса, оперативной памяти, самого приложения и т.
д., но при этом сервер продолжит работать, выполнение сервиса в течении
нескольких секунд будет переведено на другой сервер кластера.
Наиболее часто системы кластеров высокой надежности строятся с
использованием внешнего дискового массива, работающего по внешнему
SCSI-интерфейсу или Fibre Channel. Однако конечная стоимость реализации таких
решений сильно превышает имеющиеся 5 тысяч долларов. Так как же быть?
В решении реализована схема, при которой данные хранятся
непосредственно внутри самих серверов кластера. Используются внутренние дисковые
ресурсы серверов. Это позволяет существенно снизить стоимость всей системы,
сохраняя гарантированную надежность и упрощая интеграцию в имеющуюся
инфраструктуру предприятия.
В решении реализована возможность вернуть все данные или отдельные
файлы к тому состоянию, в котором они находились вечером любого из дней
оговоренного срока (например, месяца). Период, в течение которого можно хранить
историю изменения данных, выбирается пользователем. Остановки серверов кластера
для этого не требуется. Обладающий соответствующими правами пользователь через
обычный проводник Windows заходит на кластерный сервер. Далее навигация по
резервным копиям осуществляется аналогично работе с папками Windows.
Пользователь находит в директории ServerBackup папку
с названием вида ДД.ММ.ГГГГ, соответствующим дате создания искомой копии.
Структура данных в папке соответствует общедоступным ресурсам сервера, и
доступна только для чтения.
Внедрение такого резервного копирования надежно защитит вашу фирму от
ошибок и злого умысла сотрудников (например, удаления важных данных перед
увольнением).
Один раз сконфигурированный и настроенный кластер работает без
вмешательства системного администратора.
А как будет развиваться нештатная ситуация, связанная с выходом из
строя одного из серверов? К примеру, такая ситуация: разгар рабочего дня, а один
из серверов кластера заливает водой из прорвавшейся этажом выше трубы, или,
допустим, рабочий перебивает перфоратором все коммуникации активного сервера, и
т. д. и т. п. Это абсолютно никак не сказывается на работе офиса. Пользователи
просто ничего не замечают. Ущерб компании будет равен лишь стоимости замены
вышедшего из строя оборудования.
Развитие ситуации не требует от системного администратора каких-то
особых навыков, знания Linux и специфики работы кластера. Получив сигнал с кодом
неисправности, он звонит в службу технической поддержки. В течение дня сервисная
служба заменит неисправный сервер на новый. Далее, не прерывая работы
пользователей с сервером, организуется синхронизация данных между работающим в
активном режиме сервером кластера и вновь установленным. Пройдя процедуру
синхронизации, данные на обоих серверах станут идентичными. Таким образом,
кластер снова перейдет в штатный режим работы.
С внедрением кластера, офис может обслуживаться лишь составляющей его
парой серверов. Известно, что обслуживание Linux-серверов стоит больше, чем
серверов под управлением Windows. Как уже было сказано, многие кластеры не
требуют от системного администратора особых навыков и высокой квалификации.
Стоимость всей системы с установкой, настройкой и обслуживанием
составит примерно столько же, сколько и сервер начального уровня не очень
известного бренда. Но здесь необходимо учитывать, что один сервер всегда будет
менее надежным, чем два в кластере.
Одно из таких решений — отказоустойчивая кластерная платформа компании
Нэтберг (www.clusteron.ru).
______________________________
1 Для справки: самой
высокой считается надежность на уровне «шесть девяток» — 99,9999 % —
подразумевается, что простой сервера за год не превышает 32 секунд.
2 Common Criteria (CC) —
это общепризнанный стандарт ISO (ISO/IEC 15408), применяемый для оценки
безопасности и сертификации технологических продуктов).
назад
|